Федеральный закон № 248 ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" наконец-то вступил в силу. А зачем? Ведь у нас уже есть 294й.
Новый закон должен оптимизировать процесс осуществления государственного надзора, но 294-ФЗ полностью утратит силу с 1 января 2025 года. Отсюда и первая проблема: Одновременное действие Законов № 294-ФЗ и № 248-ФЗ никак не урегулировано «11 грубых нарушений которые нельзя допускать никому и никогда»
- отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;
- нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;
- нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;
- проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорныхз) мероприятий;
- принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;
- привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
- нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
- совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;
- непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;
- проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования.
Новые участники государственного надзора»
В главе 7 Закона, представлены участники государственного надзора, коими являются:
- контролируемые лица;
- свидетель;
- эксперт;
- экспертная организация;
- специалист.
Свидетель - лицо, осведомленное о фактических обстоятельствах, способных повлиять на принятие решения при проведении надзорного мероприятия.
Специалист же, может быть привлечен надзорным органом при осуществлении государственного надзора для оказания содействия, в том числе при применении технических средств.
Цифровизация
Статьей 21 Закона предусмотрено, что оформление документов при осуществлении государственного надзора будет составляться в форме электронного документа и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью.
К 2024 году документооборот между надзорными органами и контролируемыми лицами планируется перевести на электронную платформу с возможностью подписания электронной подписью.
Внимание на положения статьи 96 № 248-ФЗ!
Контролируемое лицо на добровольной основе по заявлению на условиях соглашения с надзорным органом предоставляет доступ к объекту удалено - это называемым мониторингом. Речь идет о полноценной цифровизации государственного надзора, якобы снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного надзора, а также существенным образом повышающей его прозрачность.