Юрий Любимов: России нужно строить систему надзора с нуля
28.03.2019

Юрий Любимов: России нужно строить систему надзора с нуля

Существующие требования, которые не будут специально одобрены или изменены, утратят силу, а проверки будут проводиться по новым правилам.

Амбициозная задача реформировать систему контроля и надзора в России была поставлена перед Юрием Любимовым вскоре после его назначения заместителем руководителя аппарата правительства. Его команде предстоит отменить тысячи устаревших актов и настроить новое регулирование фактически с нуля. В интервью РИА Новости Любимов раскрыл подробности этой работы, рассказал, какие цели преследует реформа и каков будет ее результат.


— По каким направлениям реформы потребуется внесение изменений в действующее законодательство?


— Реформа глобальная, поэтому без изменений в законодательстве здесь не обойдется. Хотел бы напомнить, что у нас есть поручение президента, которое состоит в том, что к 1 января 2021 года мы должны полностью поменять все нормативное регулирование контроля и надзора. Это означает, что все тысячи актов, которые сейчас действуют в этой области по всем видам контроля – у нас видов контроля около 220 сейчас существует, – должны быть полностью отменены. Мы создаем новое правовое пространство контроля и надзора с нуля, то есть в чистом поле, "гринфилде" (от англ. Greenfield – новое предприятие, проект с нуля – ред.). Это настолько радикальное решение, которое не имеет никаких прецедентов в нашей новейшей правовой истории, что, конечно, оно потребует значительных изменений на всех уровнях нормативно-правового регулирования. Понятно, что эта реформа в основном затронет подзаконный материал, потому что все самые одиозные, устаревшие, дублирующие, технологически и морально неактуальные обязательные требования содержатся в ведомственных актах, реже в постановлениях правительства, еще реже — в федеральных законах. Мы исходим из того, что подзаконное регулирование мы будем убирать полностью и прописывать его заново. Что касается законов, пока наше понимание сводится к тому, что наряду с несколькими общими актами, мы будем вносить точечные изменения, будем работать по тем нормам, где содержатся неправильные обязательные требования.

— Работа уже началась или пока идет подготовительный этап?


— Работа началась с самого начала, как только вышли соответствующие поручения президента и правительства. Она не прекращается ни на минуту, у меня и у моих коллег сумасшедший график, потому что мы с контрольными ведомствами работаем в формате либо небольших групп, где собирается несколько контролеров, либо в формате один на один, напрямую с ведомством, пытаемся понять объем проблем по каждому из них, разобраться в особенностях, стараемся адаптировать нашу общую дорожную карту под потребности каждого ведомства, потому что потребности у всех разные.
Есть ведомства с относительно небольшим объемом регулирования, есть ведомства с большим массивом, где количество актов, в которых содержатся обязательные требования, исчисляется сотнями и даже тысячами. Понятно, что количество требований – тоже тысячи. Есть ситуации пересечения по разным ведомствам. Поэтому именно уровень архитектуры будущего правового регулирования нам надо сейчас отрабатывать. Пока что конкретными требованиями мы не занимаемся, а работаем над пониманием общей ситуации.

— Стоит ли перед вами задача снизить нагрузку на контролирующие ведомства?


— Если мы говорим об идеологии контрольно-надзорной реформы, задача просто ослабить контроль не является самоцелью. По факту он будет ослаблен и существенно ослаблен, но задача — сделать этот контроль рациональным.
В чем сейчас проблема нашей контрольно-надзорной системы? В том, что она в большом количестве случаев работает вхолостую, то есть контролер проверяет те требования, в отношении которых он сам очень часто понимает, что они абсолютно никому не нужны. В то же время контролируемое лицо вынуждено инвестировать средства в выполнение бессмысленных требований, очень многие из которых базируются на устаревших технологиях.

Предприниматель готов вкладываться в новую технологию, но не может этого сделать, потому что его проверяют по технологиям 70-80-х годов, а иногда и более старым. Это ложится очень большим бременем на деловое сообщество, и очень сильно замедляет рост. Есть исследование, которое показывает, что из-за неправильной системы контроля и надзора мы теряем каждый год до 8% роста. То есть мы могли бы расти как самые динамичные страны мира, если бы у нас была нормальная система контроля и надзора.

Хуже то, что у нас во многих видах контроля и надзора те требования, которые установлены, не работают по социально-опасным рискам, то есть не снижают смертность, травматизм. А в ряде случаев, я в этом убежден, даже повышают эти показатели, потому что если требование неразумное, бессмысленное, предприниматель вынужден часть своих средств отвлекать на выполнение административных процедур и бессмысленных требований. Это значит, что у него остается меньше денег для того, чтобы вкладывать в реальную безопасность. Он мог бы инвестировать в более качественный персонал, в его обучение, закупить новое оборудование, использовать экологические технологии. Он не может этого сделать, потому что вынужден инвестировать в идиотские требования, которые у него проверяет контролер.

Эта система, которая на сегодняшний момент является одним из главных сдерживающих факторов нашего роста.
Наша задача – сделать ее, во-первых, честной, то есть это должен быть механизм, который будет одинаково понятен и принят как деловым, так и контролирующим сообществом. Во-вторых, мы должны сделать эту систему эффективной – это главная задача. Может быть, контрольные функции органов даже возрастут, где-то усилятся их возможности, где-то уменьшатся возможности сопротивления инспекторам, но надо сделать так, чтобы она работала на реальное кратное снижение рисков, которых у нас сегодня очень-очень много.

Возврат к списку